НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

«ДЕРЕВЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО» КАК НОВАЯ ФОРМА ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

П. Т. Петрюк

* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т. «Деревенское общество» как новая форма психиатрической реабилитации: история создания и современность // Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии и медико-психологической помощи: Материалы 3-й региональной научно-практической конференции (г. Челябинск, 7 декабря 2010 г.). — Челябинск, 2010. — С. 43–47.

Всякая вера — есть вера в невидимое.

В. С. Соловьёв

Общеизвестно, что специализированная психиатрическая служба Германии представлена следующими типами учреждений: амбулаторные, стационарные, полустационарные и дополнительные службы. Последние предлагают в первую очередь помощь лицам, которые не могут или пока не могут самостоятельно решить свои проблемы в сфере жилья и работы или ограничены в своей способности социального функционирования, поэтому для выполнения ими повседневных функций требуются специфические внешние условия [1, 2]. Эти учреждения могут предлагать свои услуги временно или на длительный срок. Здесь следует назвать следующие специфические учреждения:

  1. Жилищная сфера. Постоянное проживание в общежитиях с персоналом, ухаживающим за пациентами (для хронических пациентов), переходные общежития (длительность проживания ограничена примерно 2–3 годами; для пациентов с перспективами реабилитации), защищённые/обслуживаемые группы совместного проживания людей или отдельное проживание. Предпочтение отдают небольшим децентрализованным приютам.
  2. Сфера труда. В отношении лиц с психическими расстройствами должны быть решены прежде всего следующие задачи: 1) профессиональная подготовка (для лиц без профессионального образования); 2) дополнительная квалификация (специализация, переобучение и т. д.), чтобы улучшить шансы устроиться на работу; 3) гарантированная занятость (для лиц, которые не готовы или пока не готовы к нормальным профессиональным условиям); 4) обслуживание лиц в нормальном трудовом процессе. Для достижения этих целей имеется множество различных услуг, прежде всего центры тренинга профессиональных навыков (приобретение профессиональных навыков за ограниченный срок, гарантированные производственные места (непрерывная деятельность соответственно способностям для ограниченного или неограниченного времени), гарантированные рабочие места, фирмы самопомощи, продолжение обслуживания на рабочем месте (например, в Австрии: помощь при выполнении работы) и т. д. Чем неблагоприятнее ситуация на рынке труда, тем лучше должны быть организованы дополнительные службы, которые дают лицам с психическими расстройствами долговременную перспективу относительно работы.
  3. Способность социального функционирования. К указанным дополнительным службам относятся учреждения, которые, в частности, обеспечивают такие сферы функционирования, как «контакт» и «структурирование дня» (реализация повседневных задач, таких как приготовление пищи, покупки и т. д.; организация свободного времени и т. д.). Назовём среди них клубы пациентов, дневные «приюты» (сюда можно также включить дневные стационары), центры контактов. В эти учреждения можно обращаться время от времени или регулярно.

Из учения о христианства известно, что каждый человек на Земле был создан по «подобию Бога» («Gottes Ebenbild»). Венский врач K. König (1902–1966) вместе со своими учениками, друзьями, врачами, священниками и художниками в населенном пункте Camphill, что недалеко от Aberdeen (Шотландия) в 1939–1940 годах организовал Саmphill-общество, ставившее перед собой цель организовать умственно отсталых детей, а позднее молодёжь и взрослых, чтобы сопровождать в их нелёгком развитии. Это движение развивалось в течение многих лет и продолжает развиваться в настоящее время [3].

Идеалы для создания общества K. König нашёл в идеях таких великих реформаторов, как Robert Owen, Nikolaus Ludwig Graf von Zinzendorf и Johann Amos Comenius. Он полагал, что в благоприятном и плодородном обществе целительные процессы у детей должны происходить особенно хорошо. Плодородное общество может быть эффективным только на земле. Для K. König это была духовная, религиозная, умственная жизнь, которая имеет под собой христианский базис. Образование общества с его идеалами должно основываться на доброй воле каждого его члена, а не по принуждению. Для этого существенной помощью стали христианские праздники, воскресные праздники и библейские вечера [3].

В жизни общества распределены задачи, соблюдаются определённые правила поведения (игры), одинаковые для всех, причём каждый старается отдать от себя лучшее, как свой личный вклад. Высшей целью было работать друг для друга свободно и с радостью, получая удовлетворение от успехов других. Благодаря этому возникала возможность реализовывать свои потребности через работу для других. Выполнять работу имелось в виду не в обычном смысле. Каждый член общества может получить это в финансовом выражении, беря во внимание потребности общества.

Профессионализм (специализация) работы базировался, прежде всего, на общей антропологии, курсе лечебной педагогики и на сельскохозяйственном курсе Rudolf Steiner. Это был постоянный процесс изучения и исследования видов работы. Чтобы помочь детям, приходили разные люди: домохозяйки, учителя, врачи, все, кто в какой-либо мере работал с детьми. При этом они собирали все свои наблюдения и из этой мозаики получали общую картину о детях. В результате на этих данных основывалось дальнейшее лечение, которое должно было принести детям помощь. Эти мероприятия назывались «College Meetings» и были очень полезными и благоприятными.

Биолого-динамическое сельское хозяйство должно было дать здоровье земли и благодаря этому способствовать здоровому питанию. Позднее присоединились лечебно-педагогическая школа, мастерские, рабочие места для взрослых с ограниченными возможностями и деревня Dörfler. Так на основе антропологии Rudolf Steiner основывалась социотерапия, которая также используется в работе немецкого деревенского общества Hausenhof [3].

K. König справедливо отмечает, что «Каждый человек есть большее, чем его телесный вид! Он больше, чем его тело, чем его ощущения, чем его разговорная речь и невербальное поведение. Он больше, чем показывает его всё жизненное окружение. Его внешний вид есть только внешняя оболочка бессмертной, вечной, духовной сущности. Мы должны попытаться проникнуть через эту оболочку и достигнуть в человеке святая святых: его духовную суть, чтобы каждый человек носил в себе это «Я» и чтобы это «Я» вечно, неразрушимо было основополагающим для каждого человека. Он наш брат и наша сестра. Он есть мы и равный каждому иному человеку» [4].

По мнению E. Schötta, в сотворении, в природе можно обнаружить росчерк божественной силы любви. Космос и земля в течение года находятся в гармонии. Возникновение и исчезновение которой определяют весна, лето, осень и зима. Следовательно, природа производит то внешне возвышенные и величественные картины, то умственные и духовные события, которые стоят за этими картинами и являются действенными (эффективными). Всё-таки они становятся более действенными тогда, когда их открывают и заботятся о них. Христианство представляет нам тут неистощимые источники энергии. Со своими праздниками: Рождество, Пасха, Успение, Троица и другими оно дарит ценные дары, которые могут подарить людям исцеление и внутреннее созревание. В Hausenhof, образованном на основе христианства, ежегодные праздники отмечаются и укрепляются как центральный элемент бытия [4].

В Баварии существует даже исследовательская корпорация Саmphill Dorf Nürnberg, которая изучает это движение. Саmphill-движение основывается на христианских идеалах, которые утверждают, что каждый человек несёт в себе божественное. Эти силы, заложенные глубоко в нас, мы можем развивать и усиливать. Через противодействие и преодоление человек развивается. Недуг, несовершенство и страдания, как составляющая часть жизни, могут стать шансом для этого развития.

В 90-х годах прошлого века в Баварии, недалеко от деревни Dörfler, было создано деревенское общество Hausenhof (домашний двор) для проживания и обеспечения работой людей с ограниченными возможностями, с особенностями работы и структурой которого автор статьи ознакомился во время очередной рабочей поездки в Германию [5]. В настоящее время домашний двор — это 8 жилых домов, в которых проживают лица с ограниченными возможностями, преимущественно из-за различных психических расстройств, вместе с социальными работниками, общественный дом с прекрасным залом Novalis (культурный и духовный центр), мастерские со свечным и ткацким цехами, земля, сады, коровник, конюшня, сыроварня, пекарня, прачечная, деревенское кафе, магазины и другое.

В домашнем дворе выполняют следующие виды работ: 1) фермеры на 55 га земли занимаются выращиванием экологически чистого зерна, картофеля и овощей для личного пользования и продажи, а также разведением коров, свиней, кур и продажей рыбы; 2) садовники за год выращивают большой спектр фруктов для домашнего двора и внешних клиентов; 3) домашнее хозяйство в жилых домах включает приготовление пищи и уход за домом; 4) в сыроварне и пекарне обрабатывают молоко и зерно и готовят различные виды сыров и хлеба; 5) в свечном и ткацком цехе производится огромное количество продукции, которая необходима в повседневной жизни; 6) широкий спектр услуг внутри Hausenhof включает в себя прачечную, мастерские, уход за лошадьми и терапевтическую езду верхом, музыкальную работу, культурные поездки, участие в весенних ярмарках и летних праздниках, а также в христианских праздниках Рождества, Пасхи, Троицы и другое. Характерно, что на всех мероприятиях в Hausenhof присутствуют родители жителей деревенского общества, на средства которых в основном существует упомянутое учреждение [4, 5].

Особое внимание уделяется целительно-педагогической езде и работе с лошадьми. I. Hatz справедливо подчёркивает, что внешнее равновесие без внутреннего или внутреннее без внешнего немыслимо. Тот, кто не находится в равновесии, воспринимает мир как хаос, земля под ногами ему кажется не твёрдой, а шаткой и ненадёжной. Лошади предоставляют идеальные условия, чтобы учиться равновесию. Кроме этого, целительно-педагогическая езда верхом предоставляет возможность людям с ограниченными возможностями повлиять и поддерживать своё индивидуальное развитие и судьбу. «Чистка лошадей — это больше чем деятельность, которая имеет цель убрать грязь. При чистке лошадей, через внимательное и ласковое прикосновение, происходит немой диалог между двумя созданиями различных видов, возникает близость» [6].

M. Josek справедливо подчёркивает, что музыкальная работа в Hausenhof помогает людям с ограниченными возможностями лучше понять и услышать друг друга, из неё они черпают источник энергии. Много религиозных праздников сопровождаются музыкальными мероприятиями, в которых принимают активное участие участники музыкальной группы обитателей деревенского общества Hausenhof [7].

Бесспорно, деревенское общество Hausenhof является новой и перспективной формой психиатрической реабилитации для лиц с ограниченными возможностями, чьи родители в состоянии оплачивать вышеуказанный вид медико-социальных услуг.

Выражение признательности

Автор выражает признательность бургомистру города Bubenreuth Klaus Pichofer и ответственной за общественную работу и гуманитарную помощь THW города Baiersdorf фрау Christa Pörnbacher за предоставленную возможность ознакомиться с работой и структурой немецкого деревенского общества Hausenhof.

Литература

  1. Бауман У. Здравоохранение // Клиническая психология / Под ред. М. Пере, У. Баумана. — СПб: Питер, 2002. — С. 407–439.
  2. Priebe S. Sozialpsychiatrie und gemeindenahe Versorgung // Kompendium der Psychiatrie / Hrsg. J. Freyberger, R. D. Stieglitz. — Basel: Karger, 1996. — S. 430–445.
  3. Schötta E. Die Ideale und Grundlagen der Camphill Bewegung // Camphill Dorfgemeinschaft Hausenhof / Hrsg. J. Willmann. — Osterby: Werbeatelier Willmann, 2005. — S. 4–6.
  4. Camphill Dorfgemeinschaft Hausenhof / Hrsg. J. Willmann. — Osterby: Werbeatelier Willmann, 2005. — 28 s.
  5. Петрюк П. Т. «Деревенское общество» — новая форма психиатрической реабилитации // Український вісник психоневрології. — 2007. — Т. 15, вип. 1 (додаток). — С. 220–221.
  6. Hatz I. Die Pferde-Werkstatt — über heilpädagogisches Reiten und die Arbeit mit den Pferden // Camphill Dorfgemeinschaft Hausenhof / Hrsg. J. Willmann. — Osterby: Werbeatelier Willmann, 2005. — S. 20–21.
  7. Josek M. Die Musikalische Arbeit // Camphill Dorfgemeinschaft Hausenhof / Hrsg. J. Willmann. — Osterby: Werbeatelier Willmann, 2005. — S. 22–23.


© «Новости украинской психиатрии», 2010
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211