НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

СЛОВО О ПРОФЕССОРЕ ЗИГМУНДЕ ФРЕЙДЕ — ТАЛАНТЛИВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕ ОСНОВ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (К 155-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

П. Т. Петрюк, А. П. Петрюк

* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т., Петрюк А. П. Слово о профессоре Зигмунде Фрейде — талантливом исследователе основ душевной жизни человека (к 155-летию со дня рождения) // Таврический журнал психиатрии. — 2011. — Т. 15, № 1. — С. 149–160.

…Истинно широкий ум занимается проблемами, интересующими все народы.

Гельвеций

Зигмунд Фрейд (полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud) (1856–1939) — выдающийся австрийский учёный, психиатр, невролог, психопатолог и психолог, основоположник психоанализа и создатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. В своих теориях З. Фрейд во многом исходил из идей эволюционной антропологии. Психоанализ стал одним из наиболее влиятельных психологических учений XX века и вошёл в число 100 великих научных открытий человечества. Важность фигуры З. Фрейда в истории психологии и в истории культуры переоценить на самом деле невозможно, даже если мы перечислим все его невероятные заслуги. Бесспорно, он является создателем профессии психотерапевта как таковой, безотносительно к отдельным школам и направлениям.

Невозможно переоценить вклад З. Фрейда в науку о природе человека. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определённых обстоятельствах можно изменить. Он на практике сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях. Основная историческая заслуга З. Фрейда заключается именно в создании базисной опорной структуры для всего корпуса психотерапевтического знания [1–12].

Представления З. Фрейда о бессознательном, о сублимации, о динамической психической структуре личности и мотивах человеческого поведения, значении детского эмоционального опыта в душевной жизни взрослого, постоянном психическом влечении к эросу и смерти нашли широкое распространение в современной культуре [13].

Среди многих выдающихся имён прошлого столетия имя З. Фрейда принадлежит к самым известным. Его популярность разноплановая: для одних это учёный, чьи работы до сих пор не утратили научного веса, для кого-то — это объект насмешливых анекдотов и непристойных карикатур, а для некоторых — провинциальный еврей, который «пролез» в европейскую психиатрию и совершенно справедливо был осмеян в изысканном романе Э. Л. Доктороу «Регтайм» (1975), в котором известный писатель не простил З. Фрейду оскорбительных отзывов об американцах 1909 года — времени визита основателя психоанализа в США. Таковы лишь некоторые из множества противоречивых суждений и оценок, которых удостоился психоанализ и его основоположник — З. Фрейд. Однако сам пафос полемики, не стихающий по сей день, свидетельствует о том, что из всех психологов именно З. Фрейду принадлежит определяющее влияние на общественное сознание нашей эпохи, чем объясняется неугасаемый и неоспоримый уже на протяжении многих десятилетий интерес к его личности [4, 8–10, 14].

Следует отметить, что в любом перечислении самых влиятельных евреев не только современной истории, но и всех времён З. Фрейд называется в числе первых десяти великих евреев наряду с такими именитыми личностями, как Иисус Христос, Моисей, Авраам, Альберт Эйнштейн, Карл Маркс, Святой Павел и другими. З. Фрейд был, как справедливо охарактеризовал его Пол Джонсон в «Истории евреев», «величайшим из евреев новаторов» [15–17].

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в провинциальном моравском городке Фрайберге на окраине Австро-Венгерской империи (ныне г. Пршибор в Чехии) в традиционной еврейской семье 40-летнего отца Якуба Фрейда и его 20-летней жены Амалии Натансон, которые были галицийскими евреями. Он был первенцем у молодой матери. После Зигмунда у Фрейдов с 1858 по 1866 годы родилось пять дочерей и ещё один сын. В октябре 1859 года семья переехала в Лейпциг, а после нескольких месяцев бесплодных поисков новых доходов, наконец, обустроилась в Вене.

В 9-летнем возрасте З. Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов — У. Шекспира, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, что не радовало его отца, стеснённого в средствах. З. Фрейд великолепно владел немецким языком и одно время получал даже призы за свои литературные победы. В гимназии он был первым учеником и, по собственному признанию, пользовался известными привилегиями: его даже переводили из класса в класс без экзаменов. Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках [6, 10–12].

В возрасте 17 лет Зигмунд с отличием окончил гимназию и решил посвятить себя науке. Он испытывал в тот период «непреодолимую потребность разобраться в загадках окружающего мира и по возможности сделать что-либо для их решения». Ноосуществлению его замыслов препятствовала государственная политика Австро-Венгрии, ограничивавшая сферу деятельности евреев коммерцией, юриспруденцией и медициной. Известное влияние на З. Фрейда оказала его дружба с Генрихом Брауном, который позднее стал одним из видных деятелей социал-демократического движения, основал совместно с К. Каутским и К. Либкнехтом журнал «Новое время». Под его влиянием З. Фрейд склонялся к изучению права, но вскоре оставил этот замысел. Не чувствовал он особой склонности и к карьере врача, но тем не менее выбрал медицину как сферу, наиболее близкую его интересам. В молодости он интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук [4].

В 1873 году он поступил на медицинский факультет Венского университета. Учебные занятия З. Фрейд совмещал с работой в Институте физиологии при университете, руководимом Эрнстом Брюкке. Сотрудничество с этим выдающимся учёным укрепило научный склад мышления молодого З. Фрейда. Под руководством Э. Брюкке он осуществил несколько оригинальных исследований, способствовавших оформлению теории нейронов.

Кроме этого, во время учёбы З. Фрейд испытал на себе положительное влияние этого знаменитого психолога Э. Брюкке, который выдвигал идею о том, что живые организмы представляют собой динамические энергетические системы, подчиняющиеся законам физической вселенной. З. Фрейд воспринял эти идеи со всей серьёзностью, и позднее они получили свое развитие в его взглядах на динамику психического функционирования.

Честолюбие толкало З. Фрейда к совершению какого-нибудь открытия, которое принесло бы ему известность уже в студенческие годы. Он внёс свой вклад в науку благодаря описанию новых свойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существования семенников у самцов угря.

Страстное желание как можно быстрее отыскать новое терапевтическое средство, энтузиазм и нетерпение З. Фрейда отражает история с кокаином. В 1883 году по заказу химической фабрики Мерка в Дармштадте он предпринял экспериментальное исследование свойств кокаина, причём эксперименты осуществлял главным образом на себе и своих близких. На основании этих исследований его друг Карл Коллер ввёл кокаин в офтальмологию в качестве анестезирующего средства. Однако эксперименты З. Фрейда нанесли серьёзный ущерб здоровью некоторых его добровольных испытуемых. Позднее, когда стало известно о существовании наркотической зависимости от кокаина, энтузиазм З. Фрейда пошёл на убыль. Разразился скандал. В медицинских кругах за З. Фрейдом надолго закрепилась репутация авантюриста и шарлатана [4, 6].

Работая в Институте физиологии, З. Фрейд не мог оставаться в стороне от острых научных дискуссий своего времени. Революция, совершавшаяся в естествознании, требовала мировоззренческого осмысления научных открытий, и это дало толчок его интересу к философии. Однако к тому времени, когда он поступил на медицинский факультет, курс философии был упразднён, и свою склонность к философии З. Фрейд удовлетворял лишь посредством самообразования. С этой целью в 1874–1875 годах он прослушал цикл лекций немецкого философа Ф. Брентано. Учение Ф. Брентано о психических актах как направленных действиях души, его полемика с английским психиатром Г. Маудсли по проблемам бессознательного вызвали живой интерес З. Фрейда. Ф. Брентано не разделял идею бессознательного, но благодаря его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) З. Фрейд смог познакомиться с существовавшими в истории философии трактовками этой проблемы. По-видимому, общение с Ф. Брентано не ограничивалось стенами университетской аудитории, поскольку именно благодаря его рекомендации З. Фрейд получил заказ на перевод сочинений английского философа Джона Стюарта Милля. В ходе этой работы З. Фрейд приобщился, в частности, к философии Платона, о которой Д. С. Милль был весьма высокого мнения. Платоновская идея воспоминания произвела на З. Фрейда глубокое впечатление и впоследствии была использована им при разработке техники психоанализа [4].

З. Фрейд в 1881 году с отличием окончил медицинский факультет Венского университета и получил степень доктора медицины. В это время, в начале 1880-х годов, он сблизился с Йозефом Брейером и Жаном Мартином Шарко, оказавшими огромное влияние на его научную деятельность.

Необходимость зарабатывать деньги и отсутствие вакансий не позволили ему остаться на кафедре, и он поступает сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работает врачом, переходя из одного отделения в другое. В 1884 году З. Фрейд присоединился к Й. Брейеру, одному из ведущих в то время венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза.

1885 год ознаменовался критическим поворотом в карьере З. Фрейда. Он получил звание приват-доцента неврологии, и ему была предоставлена исследовательская стипендия для научной стажировки за границей, которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырёх месяцев стажироваться у Ж. М. Шарко, основателя Парижской психоневрологической школы, одного из наиболее выдающихся психоневрологов того времени. Ж. М. Шарко изучал причины и лечение истерии — психического расстройства, проявлявшегося во множестве разнообразных соматических проблем. У пациентов, страдавших истерией, наблюдались такие симптомы, как паралич конечностей, слепота и глухота. Ж. М. Шарко, используя внушение в гипнотическом состоянии, мог как индуцировать, так и устранять многие из этих истерических симптомов. Лекции Ж. М. Шарко и его клинические демонстрации произвели на З. Фрейда большое впечатление. На его глазах происходило исцеление больных истерией, страдавших преимущественно параличом. За время короткого пребывания в знаменитом госпитале Сальпетриер в Париже З. Фрейд из невролога стал психопатологом.

По возвращении из Парижа З. Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился слух, что доктор З. Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в своё время в лекарственной и физической терапии.

Однако вскоре он обнаружил, что не располагает ни исчерпывающей теорией, ни эффективными методами для борьбы с этим распространённым, но малоизученным заболеванием. Психология, делавшая свои первые шаги, мало чем могла ему помочь. Лишь в 1879 году В. Вундтом был создан первый в мире Институт психологии и издан официальный документ, определявший её статус в системе наук. Психология в ту пору не располагала теорией, способной пролить свет на феномен невроза. «Психология, — писал З. Фрейд, — могла предложить нам очень мало, а для наших целей совсем ничего, нам пришлось заново открывать как наши методы, так и теоретические гипотезы, на которых эти методы основывались» [4].

В 1886 году З. Фрейд вступает в брак с Мартой Бернайс, с которой они прожили вместе более половины века. Впоследствии у них рождается шесть детей — Матильда (1887–1978), Жан Мартин (1889–1967, назван в честь Ж. М. Шарко), Оливер (1891–1969), Эрнст (1892–1970), София (1893–1920) и Анна (1895–1982). Именно Анна стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

В 80-е годы позапрошлого века З. Фрейд начал, как уже нами отмечено, сотрудничать с известным венским врачом Й. Брейером, который к тому времени достиг определённого успеха в лечении пациентов с истерией благодаря применению метода свободных рассказов больных о своих симптомах. Й. Брейер и З. Фрейд предприняли совместное исследование психологических причин истерии и методов терапии этого заболевания. Их работа завершилась публикацией книги «Исследования истерии» (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматических событиях. Дату этой знаменательной публикации некоторые исследователи иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творческий период в жизни З. Фрейда был ещё впереди.

Личные и профессиональные отношения между З. Фрейдом и Й. Брейером резко прервались примерно в то же время, когда была опубликована вышеупомянутая книга. Причины, по которым коллеги внезапно стали непримиримыми врагами, до сих пор не вполне ясны. Биограф З. Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что Й. Брейер категорически не соглашался с З. Фрейдом по вопросу о роли сексуальности в этиологии истерии, что предопределило разрыв. Другие исследователи предполагают, что Й. Брейер выступил в роли «отцовской фигуры» для более молодого З. Фрейда и его устранение было просто предначертано самим ходом развития отношений вследствие Эдипова комплекса у З. Фрейда. Каковы бы ни были причины, но эти два человека уже никогда снова не встретились как друзья [6].

В 1891 году была издана работа З. Фрейда «Об афазии», в которой он, в частности, впервые выступил с аргументированной критикой общепринятой тогда концепции локализации функций мозга в определённых его центрах и предложил альтернативный функционально-генетический подход к изучению психики и её физиологических механизмов. В статье «Защитные невропсихозы» (1894) и работе «Исследование истерии» (1895, в соавторстве с Й. Брейером) было засвидетельствовано, что существует обратное воздействие психической патологии на физиологические процессы и зависимость соматических симптомов от эмоционального состояния пациента [8].

В 1891 году З. Фрейд переселяется в дом по адресу: Вена IX, Берггассе, 19, в котором он жил с семьёй и принимал пациентов вплоть до вынужденной эмиграции в июне 1938 года. К этому же году относится начало разработок З. Фрейдом совместно с Й. Брейером особого метода гипнотерапии — так называемого катаргического (от греческого katharsis — очищение). Совместно они продолжают изучение истерии и её лечения при помощи катаргического метода. В 1895 году они издают, как уже отмечалось, книгу «Исследования по истерии», где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворёнными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. З. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим — сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них — это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том месте, где это произошло. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений» (1900), которую принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа. Кстати, автор книги неизменно считал её своим лучшим трудом.

Развивая свои идеи, З. Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека — это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием — воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом, он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трёх «уровней»: сознания, предсознательного и бессознательного. При этом на основе работ З. Фрейда выделяют основные положения и принципы психоанализа: 1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии. 2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. 3. Выделяются три уровня психической жизни: а) сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены; б) предсознание — латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе чётко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию; в) бессознательное — самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (причём как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода З. Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имён, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

В 1895 году З. Фрейд окончательно отказался от гипноза и начал практиковать метод свободных ассоциаций — «лечение разговором» впоследствии названный «психоанализом». Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. В период с 1885 по 1899 годы З. Фрейд ведёт интенсивную практику, углублённо занимается самоанализом и работает над своей самой значительной книгой «Толкование сновидений» (1900).

После издания книги З. Фрейд развивает и совершенствует свою теорию. Несмотря на негативную реакцию интеллектуальной элиты, неординарные идеи З. Фрейда постепенно находят признание у молодых врачей Вены. Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франц Иосиф I подписал официальный указ о присвоении З. Фрейду звания профессора-ассистента. В этом же году вокруг З. Фрейда собираются ученики и единомышленники, образуется психоаналитический кружок «по средам».

В книге «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд приводит многочисленные клинические наблюдения, которые убедили его в важной роли инстинкта саморазрушения для психической жизни человека. Идея о том, что на наше поведение влияют неосознаваемые мотивы, была продемонстрирована автором в упомянутой книге. Различные ошибочные действия, забывание имён, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По З. Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы. Если, например, открывая заседание, председатель объявляет его закрытым, то это не простая оговорка, а выражение его нежелания обсуждать на этом заседании неприятный для него вопрос. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются З. Фрейдом как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается З. Фрейдом в «Трёх очерках по теории сексуальности» (1905). Одной из ведущих версий З. Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть, и страх.

В период Первой мировой войны З. Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу); по З. Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

К 50-летию З. Фрейда его ученики преподносят ему медаль, изготовленную K. M. Schwerdner, на обратной стороне которой изображены Эдип и Сфинкс.

В 1907 году он устанавливает контакт со школой психиатров из Цюриха и его учеником становится молодой швейцарский врач К. Г. Юнг. С этим человеком З. Фрейд связывал большие надежды — именно его он считал наилучшим преемником своего детища, способного возглавить психоаналитическое сообщество. 1907 год, по оценке самого З. Фрейда, переломный в истории психоаналитического движения, — он получает письмо от Э. Блёйлера, который первым в научных кругах высказал официальное признание фрейдовской теории. В марте 1908 года З. Фрейд становится почётным гражданином Вены. К 1908 году З. Фрейд имел последователей по всему миру, «Психологическое общество по средам», собиравшееся у З. Фрейда, преобразовывается в «Венское психоаналитическое общество», и 26 апреля 1908 года в отеле «Бристоль» в Зальцбурге проходит Первый международный психоаналитический конгресс, в котором приняло участие 42 психолога, половину из которых составляли практикующие аналитики.

З. Фрейд продолжает активно работать, психоанализ получает широкую известность во всей Европе, в США, в России. В 1909 году он выступает с лекциями в США, в 1910 году в Нюрнберге собирается Второй международный конгресс по психоанализу, далее конгрессы становятся регулярными. В 1912 году З. Фрейд основывает периодическое издание «Международный журнал по медицинскому психоанализу». В 1915–1917 годах он читает лекции по психоанализу на своей родине, в Венском университете, и готовит их к изданию. Выходят в печати его новые работы, где он продолжает свои исследования тайн бессознательного. Теперь его идеи выходят за рамки лишь медицины и психологии, но касаются также законов развития культуры и общества. Многие молодые врачи приезжают учиться психоанализу непосредственно к его основателю. Небезынтересно здесь отметить, что лучшим учеником у З. Фрейда был К. Абрахам.

В январе 1920 года З. Фрейду присваивается звание ординарного профессора университета. Показателем настоящей славы было чествование в 1922 году Лондонским университетом вместе с Еврейским историческим обществом пяти «еврейских философов», великих гениев человечества — Филона, Мемонида, Б. Спинозы, З. Фрейда и А. Эйнштейна, — серией докладов. Венский дом на Берггассе, 19 наполнялся знаменитостями, запись на приёмы З. Фрейда шла из разных стран, и он был расписан уже, кажется, на много лет вперёд. Его приглашают на чтение лекций в США.

В 1923 году судьба подвергает З. Фрейда тяжёлым испытаниям: у него развивается рак глотки и челюсти, вызванный пристрастием к сигарам. Из-за этой раковой опухоли в глубине ротовой полости З. Фрейд перенёс в апреле 1923 года хирургическую операцию, положившую начало длинной серии хирургических вмешательств, конец которой, после почти шестнадцати лет жестоких страданий, завершила смерть. З. Фрейд был вынужден носить во рту предмет многочисленных резекций — трудно устанавливаемый протез, служивший источником болезненных неудобств, к которому невозможно было привыкнуть. Говорить, есть, пить и даже курить — всё давалось З. Фрейду с усилием. Макс Шур, бывший личным врачом З. Фрейда с 1926 по 1939 годы, называл этот аппарат «монстром». Именно благодаря М. Шуру мы узнали главные медицинские подробности, изложенные в обширной и эмоциональной биографии З. Фрейда, написанной умно и по существу: «Фрейд: Жизнь и Смерть» (США, 1972), переведённой на многие языки, в частности, на французский язык она была переведена под несколько модифицированным заглавием: «Смерть в жизни Фрейда» [12].

Из печати выходит «Я и Оно» (1923) — одно из важнейших произведений З. Фрейда. Тревожная социально-политическая обстановка порождает массовые беспорядки и волнения. З. Фрейд, оставаясь верен естественнонаучной традиции, всё чаще обращается к темам психологии масс, психологическому устройству религиозных и идеологических догматов. Продолжая исследовать бездны бессознательного, теперь он приходит к выводу, что два одинаково сильных начала управляют человеком: это — стремление к жизни (Эрос) и стремление к смерти (Танатос). Инстинкт разрушения, силы агрессии и насилия слишком явно проявляют себя вокруг, чтобы их не заметить. Организация психической жизни выступала теперь в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго). Оно представляет бессознательные влечения, Я — принцип реальности, Сверх-Я — формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Слава и влияние З. Фрейда уже давно перешагнули границы Австрии и Германии, но на пороге своего 70-летия он стал мировой знаменитостью. Поскольку из-за болезни он избегал перемещений, в его дом на Берггассе, 19 приехали знаменитые деятели литературы, искусства и культуры, осуществив, таким образом, нечто вроде паломничества. Многие представители авангарда в искусстве, в частности, Андре Бретон, обратились к З. Фрейду. В 1923 году З. Фрейд принимал графа Кайзерлинга и Ромена Роллана; среди других, чересчур многочисленных для его состояния здоровья, гостей; в 1926 году к нему приезжали Альберт Эйнштейн и известная певица Иветта Гилбер, с которой у него завязалась сердечная переписка, в 1931году — английский писатель Герберт Уэллс, в 1932 году — Томас Манн, наиболее ценимый семьёй З. Фрейда писатель. Он вновь приедет 14 июня 1936 года, чтобы лично прочитать З. Фрейду текст речи «Фрейд и будущее», произнесённой по случаю его 80-летнего юбилея в Академическом обществе медицинской психологии в Вене. Красота и соответствие истине этого произведения, проникнутого братским расположением, произвели на З. Фрейда огромное впечатление. В 1935 году З. Фрейд с удовольствием принимает французского социолога Леви-Брюля и американского писателя Торнтона Уайлдера; осенью 1938 года, уже в своём доме в Англии, он встречается с писателем Артуром Кестлером, а в январе 1939 года — с Вирджинией и Леонардом Вулф. В основанном ими в 1917 году издательстве Хогарт Пресс вышли английские издания работ З. Фрейда. Начиная с 1953 года, оно же стало публиковать знаменитое «Стандартное издание полного собрания психологических трудов Зигмунда Фрейда» в 24 томах под редакцией Джеймса Стрэйчи. Среди поздравивших были Георг Брандес, венский бургомистр, и многие другие имеющие влияние лица, однако академическая Вена проигнорировала юбилей [12].

В 1930 году З. Фрейду была вручена премия Гёте — престижная официальная немецкая награда. Анна зачитала составленное отцом по этому случаю выступление, в котором речь шла о необходимости использовать концепции психоанализа при исследовании жизни великих людей — так, как это сделал он сам, Леонардо да Винчи и Гёте [12].

Вскоре, 12 сентября 1930 года, в возрасте 95 лет умирает мать З. Фрейда. Объясняя Ш. Ференци в письме от 16 сентября 1930 года, что это «огромное событие» подействовало на него особым образом (причём сюда примешивалось «чувство освобождения»), он уточняет: «Я не имел права умереть, пока она была жива, теперь у меня есть это право. Так или иначе, ценности жизни существенно изменились в глубинах моего сознания». На свой 75-летний юбилей в следующем году З. Фрейд отовсюду получает послания, поздравления и подарки. «В Нью-Йорке, — пишет Э. Джонс, — в Риц Карлтон Отеле был организован банкет на сто персон», а З. Фрейду была послана телеграмма, приветствовавшая в его лице «неутомимого исследователя, открывшего неизведанные материки Я и придавшего новое направление науке и жизни». Получая в качестве подарка из рук Марии Бонапарт греческую вазу, он заявил: «Как жаль, что её нельзя будет взять с собой в могилу». Удивительно пророческое замечание: именно в этой вазе покоится прах З. Фрейда и его жены Марты [12].

25 октября 1931 года на доме, где родился З. Фрейд, установлена мемориальная доска. По этому случаю улицы города были украшены флагами. З. Фрейд пишет благодарственное письмо мэру Пршибора, в котором замечает: «Глубоко во мне всё ещё живёт счастливый ребёнок из Фрайберга, первенец молодой матери, получивший свои неизгладимые впечатления от земли и воздуха тех мест».

В 1932 году З. Фрейд закончил работу над рукописью «Продолжение лекций по введению в психоанализ». Летом он начинает работу над книгой «Моисей и монотеизм».

Психоанализ, по мнению З. Фрейда, зиждется на трёх «китах»: 1) концепции бессознательного как регулятора человеческого поведения; 2) учении о детской сексуальности, в соответствии с которым сублимированная (преобразованная) половая энергия является источником творческой активности человека; 3) теории сновидений как давнишнем, архаическом слое психической жизни.

Создавая систему классического психоанализа, З. Фрейд старался придать ей чёткую логическую форму. При этом он придерживался принципа единства трёх уровней (фундамента, соединительного звена, производного), который прослеживается и в структуре общей теории психоанализа, где фундаментом выступает теория бессознательного, соединительным звеном — сновидения, а производным — теория детской сексуальности, и в созданной З. Фрейдом трёхуровневой модели психики (бессознательное — предсознание — сознание), где функцию фундамента выполняет бессознательное [14].

11 мая 1933 года нацисты зажгли в Берлине костёр, куда бросали книги еврейских авторов и писателей не евреев, но антинацистов. Церемония началась с речи И. Геббельса, и каждая новая партия книг сопровождалась объявлением, объясняющим, за что их предают анафеме. Когда очередь дошла до книг З. Фрейда, объявляющий торжественно провозгласил: «Против преувеличенной оценки души и половой жизни — во имя доблести человеческой души — я предаю пламени писания Зигмунда Фрейда!». Подобное аутодафе состоялось во Франкфурте, городе, где три года назад З. Фрейду вручалась премия Гёте. «Какого прогресса мы достигли, — воскликнул З. Фрейд, узнав о случившемся. — В средние века они сожгли бы меня самого, а теперь удовлетворяются сожжением моих книг».

В действительности «они» недолго удовлетворялись сожжением книг, и спустя несколько лет уже люди тысячами были брошены в костры; сёстры З. Фрейда Роза Граф, Дольфи Фрейд, Мария Фрейд и Паула Винтерниц, которые не смогли покинуть Австрию, оказались в концентрационных лагерях и погибли в печах крематория. А в то время, в конце 1933 и особенно в 1934 году, нацисты стараются ликвидировать психоаналитическое движение в Германии; психоаналитики-евреи вынуждены покинуть Немецкое общество психоанализа, а не евреям, оставшимся в нём, пришлось выйти из Международной психоаналитической ассоциации [10–12].

В 1935 году З. Фрейд становится почётным членом Королевского общества медиков в Великобритании. 13 сентября 1936 года супруги Фрейд отметили золотую свадьбу. В этот день к ним приехали четверо их детей. Нарастает преследование евреев со стороны национал-социалистов, накладывается арест на склад Интернационального психоаналитического издательства в Лейпциге. В августе в Мариенбаде состоялся Международный психоаналитический конгресс. Место конгресса было выбрано таким образом, чтобы при необходимости дать возможность Анне Фрейд быстро вернуться в Вену для оказания помощи отцу. В 1938 году состоялось последнее заседание руководства Венской психоаналитической ассоциации, на котором принято решение о покидании страны. Эрнест Джонс и Марии Бонапарт спешат в Вену, чтобы помочь З. Фрейду. Зарубежные демонстрации вынуждают нацистский режим позволить З. Фрейду эмигрировать. 4 июня 1938 года З. Фрейд с женой и дочерью Анной покидает Вену и «Восточным экспрессом» едет через Париж в Лондон. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Э. Джонсом, греческой и датской принцессой Марией Бонапарт и послом Соединённых Штатов во Франции Уильямом Буллитом. Интернациональное психоаналитическое издание осуждено на ликвидацию. 23 августа 1938 года власть закрывает Венское психоаналитическое общество [7].

В Лондоне З. Фрейд вначале живёт по адресу Elsworty Road, 39, а 27 сентября переселяется в свой последний дом Maresfield Gardens, 20. В этом доме семья З. Фрейда жила с 1938 года. До 1982 года здесь проживала Анна Фрейд. Теперь здесь находится музей З. Фрейда и научно-исследовательский центр одновременно.

Следует подчеркнуть, что экспозиция музея очень богата. Семье Фрейдов повезло — они сумели вывезти практически всю обстановку своего австрийского дома. Так что теперь у посетителей есть возможность полюбоваться образцами австрийской деревянной мебели XVIII и XIX веков, креслами и столами в стиле «бедермейер». Но, конечно, «хит сезона» — знаменитая кушетка психоаналитика, на которой во время сеансов лежали его пациенты. Кроме того, З. Фрейд всю жизнь собирал предметы античного искусства — образцами древнегреческого, древнеегипетского, древнеримского искусства уставлены все горизонтальные поверхности в его кабинете. В том числе и конторка, за которой З. Фрейд имел обыкновение писать по утрам.

Также, помимо музеев З. Фрейда в Лондоне и Вене, с 2006 года существует музей и в чешском г. Пршибор, где находится дом, в котором родился З. Фрейд. Следует заметить, что в музее З. Фрейда в Вене находится самая большая в Европе библиотека, посвящённая проблемам психоанализа и насчитывающая 35 000 томов [18].

Р. Литмен, анализируя эволюцию взглядов З. Фрейда на самоубийство, демонстрирует, что З. Фрейд не только разработал теорию гнева, обращённого против собственного Я, но и обратил внимание на следующие аспекты проблемы: вину за пожелание смерти другим, отождествление с родителем, покончившим с собой, неспособность отказаться от желаемого, самоубийство как месть или бегство, самоубийство и мазохизм, а также суицид как проявление инстинкта смерти, что вызвало немало дискуссий [19].

Согласно взглядам З. Фрейда, рассуждавшего в 1930 году на склоне длительной и продуктивной творческой деятельности о судьбе человека, самоубийство и война являются разными аспектами одной проблемы. Они представляют собой выражение инстинктивной агрессии и деструкции, которые в свою очередь являются взаимозаменяющими элементами инстинкта смерти. Развитие цивилизации, предоставляющее единственную возможность отсрочить гибель человечества в результате группового насилия, одновременно подрывает психическое здоровье индивидов, членов группы и угрожает каждому самоубийством [13].

З. Фрейд указывал, что детская беспомощность является необходимым обстоятельством, приводящим к мазохизму, однако как исходную точку развития психопатологии он привычно использовал теорию Эдипова комплекса, в соответствии с которой вина за соперничество с родителями, особенно с отцом, принимает преувеличенные, угрожающие размеры. В Центре превенции самоубийств в качестве исходной концепции я больше привык опираться на особенности доэдиповых отношений между матерью и ребёнком.

Примечательно, что З. Фрейд очень мало говорил об отношении матери, необычайно важном для формирования у ребёнка желания жить. Этот факт является любопытным, ибо он хорошо осознавал роль своей матери, вселявшей в сына чувство уверенности и вкус к жизни [21, vol. 1, p. 5]. Более того, он неоднократно подчёркивал, что мысль о боли, которую причинит матери преждевременная кончина, служила веским аргументом для продолжения его собственной жизни и жизни его пациентов [21, vol. 1, p. 153].

Как отмечал своим острым взором Э. Джонс, личное отношение З. Фрейда к смерти являлось неоднозначным и сложным во многих аспектах. «В мире реальности он был необычайно мужественным человеком, смело встречавшим беды, страдания, опасности и, наконец, смерть. Но в его фантазии существовали и другие элементы». Иногда у него возникало странное желание смерти. «Однажды он сказал, что думает о ней ежедневно, что, конечно, нельзя назвать обычным» [21, vol. 1, p. 275–280].

З. Фрейд дал несколько рекомендаций и обществу. Возможно, рассуждал он, самоубийств стало бы меньше, если бы общество позволило своим членам большую свободу в проявлениях сексуальности и агрессии, хотя в этом трудно быть уверенным. Он полагал, что полезным могло бы оказаться предоставление периодической возможности массового освобождения подавленных инстинктов как, например, во время карнавалов или древних сатурналий. Единственную надежду человечества З. Фрейд, конечно, видел в нашей современной цивилизации и её дальнейшем развитии. «Цивилизация представляет собой процесс, находящийся на службе Эроса, его цели состоят в объединении отдельных индивидов, семей, рас, народностей и наций в одно великое единство — человечество. Мы не знаем, почему он должен происходить. Работа Эроса состоит в следующем: сообщества людей должно связывать друг с другом либидо. Одна необходимость, преимущества совместного труда не удержат их вместе, поскольку естественный агрессивный инстинкт человека, враждебность каждого в отношении всех и всех в отношении каждого противостоит программе развития цивилизации. Я полагаю, что сегодня смысл эволюции цивилизации больше не скрыт от нас. Его выражает борьба между эросом и смертью, инстинктами жизни и разрушения в тех формах, которые наблюдаются у человека. В этой борьбе состоит любая жизнь, и, таким образом, эволюцию цивилизации можно назвать борьбой за жизнь человеческого вида» [21, vol. 2, p. 213–215].

З. Фрейд прекрасно понимал различие между философскими размышлениями об общих причинах человеческих страданий и требованиями практической жизни, связанными с осуществлением определенных действий для их облегчения. В письме А. Эйнштейну (1933), посвящённому вопросу предотвращения войны, он отметил: «Как Вы видите, результаты оказываются не слишком плодотворными, если отрешённого от жизни теоретика приглашают на консультацию по поводу неотложной практической проблемы. Лучший выход состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае посвящать себя предотвращению грозящей опасности с помощью тех средств, которые есть под рукой» [22, p. 101–102]. Тому же совету З. Фрейд следовал в своей клинической практике. В 1926 году, обсуждая одного молодого пациента, он писал: «В его случае для меня наибольшее значение имеет убеждение, что если результат лечения не будет благоприятным, дела окажутся очень плохи; я имею в виду, что он без колебаний может совершить самоубийство. Поэтому я сделаю всё, что в моих силах, для предотвращения подобного исхода» [22, p. 101–102]. Это замечание, как нам кажется, могло бы стать девизом Центра превенции самоубийств.

Перу З. Фрейда принадлежат его известные работы: «Исследования истерии»(1895, совместно с Й. Брейером); «Толкование сновидений» (1900); «Психопатология обыденной жизни» (1901); «Три очерка по теории сексуальности» (1905); «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Бред и сны в «Градиве» Йенсена» (1907); «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917); «Тотем и табу» (1913); «Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве» (1910); «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921); «Я и Оно» (1923); «Будущее одной иллюзии» (1927); «Недовольство культурой» (1930); «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933); «Моисей и монотеизм» (1939) и многие другие [7, 10–12, 23].

Сегодня личность З. Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Ещё при жизни З. Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика». Одна из её глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний. После Второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией», и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов — Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни З. Фрейда, а немного позже голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам… В последние десятилетия активно переиздаются научные труды З. Фрейда, например, Восточно-европейский институт психоанализа издал его собрание сочинения «Фрейд (Фройд) З. Собрание сочинений в 26 томах» (2005), издаются и переиздаются прекрасные книги о жизни и деятельности основоположника психоанализа — Р. Дадун «Фрейд» (1994), В. М. Лейбин «Фрейд, психоанализ и современная западная философия» (1990), П. Феррис «Зигмунд Фрейд» (2001), М. Шур «Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть» (2005) и многие другие [11, 12, 20, 23].

Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или учёного, философа или режиссёра двадцатого века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа. Так сбылось обещание молодого венского врача, которое он дал своей будущей жене Марте — он действительно стал великим человеком.

Следует подчеркнуть, что концепции и учения З. Фрейда нередко оказывались под запретом в СССР и нацистской Германии, так как они идут в разрез с государственными идеалами и консервативной моралью тоталитарных государств, поскольку затрагивают следующие остро-этические проблемы: инцест (Эдипов комплекс) и гомосексуализм (с точки зрения З. Фрейда, табу на проявление подобных отношений является продуктом культуры); причины появления табу; явление вождизма; происхождение монотеистических религий (выдвигание собственной версии также встречало неприятие у религиозных граждан).

В СССР после революции использование психоанализа приветствовалось, был открыт Государственный психоаналитический институт. В середине 20-х годов прошлого века шла бурная полемика вокруг З. Фрейда и психоанализа, вопроса о том, нужна ли эта наука молодой советской стране. В итоге психоанализ был объявлен лженаукой и буржуазным учением, несовместимым с марксизмом. Так, А. Варьяш указывал, что З. Фрейд «игнорирует экономическую структуру общества», фрейдовское понимание бессознательного «не в состоянии объяснить возникновение классов», а фрейдизм в целом не может прийти «к правильным выводам».

А. Залкинд отмечал «присущий его учению «сексуализированный гегелевский идеализм» и эклектизм «с сильным метафизическим душком». И. Сталин непосредственно приложил руку к этому повороту в науке, вернее, инициировал процесс ее политизации и идеологизации.

В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии (аншлюса) и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение З. Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо З. Фрейд принял решение покинуть Третий Рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать унизительную благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Марии Бонапарт — пациентки и ученицы З. Фрейда — ему удалось сохранить жизнь и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон [8].

Апогеем гонений на З. Фрейда являются нацистские преследования. В Третьем Рейхе за исследования в сфере психоанализа З. Фрейда заклеймили как страдающего половыми извращениями, непристойного и безнравственного человека. Только благодаря личному вмешательству Ф. Рузвельта и других влиятельных лиц, а также, как уже отмечено, крупному выкупу, который уплатили нацистам, его удалось вывезти в Англию [8].

Последние годы жизни З. Фрейда были тяжёлыми. С 1923 года он страдал распространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (З. Фрейд выкуривал ежедневно 20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенёс 33 тяжёлые операции, которые должны были остановить распространение опухоли (из-за этого он был вынужден носить неудобный протез, заполнявший образовавшееся свободное пространство между носовой и ротовой полостями, и поэтому временами не мог говорить). Раковые ткани всё больше разрастались, производя гнилостный запах; собака З. Фрейда теперь удалялась при приближении хозяина.

В августе 1938 года в Париже проходит последний довоенный Международный психоаналитический конгресс. Поздней осенью З. Фрейд опять начинает проводить психоаналитические сеансы, ежедневно принимая по четыре пациента. Он пишет «Очерк психоанализа», но так и не успевает его завершить. Летом 1939 года состояние З. Фрейда начинает всё больше ухудшаться. Мучительно страдая от рака полости рта, З. Фрейд, убедившись, что достиг предела в сопротивлении болезни, просит своего врача и друга Макса Шура, давшего когда-то такое обещание, помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему смертельную дозу морфина, от которой З. Фрейд скончался 23 сентября 1939 года в три часа утра в возрасте 83 лет. Надгробную речь говорил Эрнест Джонс. После него на немецком языке траурную речь произносил Стефан Цвейг. Его тело было предано кремации 26 сентября, а прах помещён в прекрасную греческую вазу, которую он получил в подарок несколькими годами ранее от Марии Бонапарт. Погребальная урна, где покоится также прах Марты Фрейд, умершей 2 ноября 1951 года, находится в крематории Голдерс Грин в Лондоне.

З. Фрейд умер в Лондоне, где он оказался как перемещённый еврейский эмигрант. Примечательно, что опубликованное в Англии под редакцией Джеймса Стрэйчи полное издание собраний сочинений З. Фрейда на английском языке в двадцати четырёх томах распространилось по всему миру, а аналогичное русскоязычное издание его работ переиздано в Восточно-европейским институтом психоанализа (Санкт-Петербург, Россия) в двадцати шести томах и также пользуется заслуженным успехом [10–12, 24].

Таким образом, З. Фрейд оставил нам в наследство множество противоречивых суждений и оценок, на разрешение которых уйдут годы. Основной психологический смысл психоанализа должен рассматриваться как мировоззренческая система, сущность которой составляют три уровня: а) психоанализ — как метод психотерапии; б) психоанализ — как метод изучения психологии личности; в) психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Психоанализ — удивительный феномен, несущий в себе интенсивные властные практики и в то же время ориентированный на обретение свободы. Он давно вошёл в нашу интеллектуальную жизнь так плотно, что трудно найти крупного мыслителя в XX веке, который прошёл бы мимо его влияния.

Столько прорывов, сколько совершил этот человек, столько открытий, сколько он сделал, столько концепций, сколько он произвёл — деяние огромного масштаба гениального ума. Можно отыскивать просчёты в его концептуальных стратегиях, перегибы в практике, но мы всегда будем сидеть на берегу этого огромного озера научной мысли, не переставая оттуда черпать новые идеи, подсказки, импульсы, вызовы… [5].

Вне сомнения, жизненный и творческий путь, а также научное наследие З. Фрейда — талантливого исследователя основ душевной жизни человека, выдающегося австрийского мыслителя будут ещё долго оставаться предметом научных изысканий различных исследователей многих поколений.

Литература

  1. Психоанализ Фрейда // Самин Д. К. 100 великих научных открытий. — М.: Вече, 2006. — С. 396–400. — (Серия «100 великих»).
  2. Фрейд Зигмунд // 100 великих психологов / Авт.-сост. В. Яровицкий. — М.: Вече, 2004. — С. 384–389. — (Серия «100 великих»).
  3. История психоанализа в Украине / Сост. И. И. Кутько, Л. И. Бондаренко, П. Т. Петрюк. — Харьков: Основа, 1996. — 360 с.
  4. З. Фрейд (1856–1939) // Степанов С. С. Психология в лицах. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. — С. 74–88.
  5. Сосланд А. Что же сделал для нас этот человек? К 150-летию Зигмунда Фрейда. Юбилейное эссе // Логос. — 2006. — № 1. — С. 170–185.
  6. Зигмунд Фрейд и психоанализ. З. Фрейд: биографический очерк [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psystatus.ru/article.php?id=90.
  7. Фрейд, Зигмунд [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/FRED_ZIGMUND.html?page=0,1
  8. Фрейд, Зигмунд [Электронный ресурс] // Википедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  9. Зигмунд Фрейд — основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда): Материалы Международной психоаналитической конференции (г. Москва, 16–17 декабря 2006 г.) / Под ред. А. Н. Харитонова, П. С. Гуревича, А. В. Литвинова: В 2 т. — М.: Русское психоаналитическое общество, 2006. — Т. 1. — 421 с.; Т. 2. — 503 с.
  10. Феррис П. Зигмунд Фрейд / Пер. с англ. Е. А. Мартинкевич — Минск: Попурри, 2001. — 432 с.
  11. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М.: Гуманитарий, 1997. — 448 c.
  12. Дадун Р. Фрейд / Пер. с фр. Д. Т. Федотова; Предисл. А. М. Руткевича. — М.: Х.Г.С., 1994. — 512 с.
  13. Додельцев P. Ф. Фрейд (Freud) Зигмунд [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/levit01/txt119.htm#68.
  14. Левчук Л. Т. Психоаналіз: історія, теорія, мистецька практика: Навчальний посібник. — Київ: Либідь, 2002. — 255 с.
  15. 10 самых великих евреев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://jul-777.forum2x2.ru/t2106-topic.
  16. 100 великих евреев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/obschestvo/posts/65508-100-velikih-evreev-2009-05-15.
  17. Джонсон П. История евреев. — М.: Вече, 2007. — 480 с.
  18. Музей Зигмунда Фрейда (Вена) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  19. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003. — № 1. — Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030101.
  20. Freud S. Standard edition of the complete psychological works: In 24 vols. — London: Hogarth Press, 1953–1965. — Vol. 22. — P. 110–111; Vol. 23. — P. 148–150.
  21. Jones E. The life and work of Sigmund Freud. — New York: Basic Books, 1953–1957. — Vol. 1. — P. 5, 153, 275–280; Vol. 2. — P. 213–215.
  22. Freud S. Psychoanalysis and faith. — New York: Basic Books, 1963 — P. 101–102.
  23. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М.: Политическая литература, 1990. — 397 с.
  24. Szollosy M. J. The death of Sigmund Freud: fascism, psychoanalysis and fundamentalism // British Journal of Psychiatry. — 2008. — Vol. 193, № 1. — P. 84–85.


© «Новости украинской психиатрии», 2012
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211