НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

ИЗВЕСТНЫЙ ПСИХИАТР МИКАЭЛ БАЛИНТ, ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

П. Т. Петрюк, В. Н. Кузнецов, А. П. Петрюк, О. П. Иваничук

* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т., Кузнецов В. Н., Петрюк А. П., Иваничук О. П. Известный психиатр Микаэл Балинт, его жизнь и научное наследие // Психічне здоров’я. — 2015. — № 2. — С. 79–86.

Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.

К. Гельвеций

Микаэл Балинт (Michael Balint)
Микаэл Балинт
(1886–1970)

Микаэл (Михаэль, Майкл) Балинт (Michael Balint) (1886–1970) — известный венгерско-английский психиатр, психоаналитик и психотерапевт, специалист по групповой психотерапии и групповому психоанализу, с 1939 года живший и работавший в Англии и США. Доктор медицины (1920), биохимии (1923) и философии (1924), магистр психологии (1945), профессор. Директор Будапештского психоаналитического института (1935–1939). Учёный секретарь (1951–1953), а затем президент Британского психоаналитического общества (1968–1970). Один из пионеров и лидеров групповой психотерапии и группового психоанализа. Основатель балинтовских групп. Идеи М. Балинта оказали значимое влияние на развитие психосоматической медицины.

М. Балинт был последователем и приверженцем своего земляка, известного психоаналитика Шандора Ференци, но при этом он не отказывался от теоретических и методических концепций З. Фрейда. В своей критике первичного нарциссизма он сближается с представлениями Д. В. Винникота. М. Балинт разрабатывал не только теорию ранних детских объектных отношений, подчёркивая при этом объектную ориентации влечений в аспекте их соматических источников, но и теорию регрессий при применении определённых терапевтических методов классического психоанализа.

Бесспорно, вклад М. Балинта в психотерапию считается революционным шагом от психоанализа в общую медицину. Он не создал нового учения, а интегрировал естественнонаучные и пациент-центрированные представления и позиции, не отрицая роли соматики и соматических, биологических знаний, сконцентрировал внимание на роли «Я» пациента в общей медицине. По существу, М. Балинт являлся представителем психосоматического направления, понимаемого не как раздел медицины, включающий определённый класс заболеваний, в происхождении которых психосоциальные факторы играют значительную роль, а как целостный подход, рассматривающий больного во всём многообразии его биопсихосоциальной сущности [1–7].

В. А. Винокур справедливо подчёркивает, что психоанализ, с которым были тесно связаны вся жизнь и творчество М. Балинта, всегда подчёркивает важнейшее значение индивидуальной истории человека, поэтому кажется вполне оправданным и целесообразным начать описание современного понимания работы балинтовских групп с истории жизни самого М. Балинта. У древних греков память об истоках событий была закономерной частью повседневного опыта людей, поэтому они считали необходимым как можно полнее знать и помнить первопричины всего, что их окружало, знать основателей, творцов и героев прошлого. Они были убеждены, что история — это важная часть современности. Берн Дибнер1 в своей знаменитой книге «Герольды науки» (1955) также отмечал, что хорошо понимать суть и значение любого важного открытия можно, только зная его динамичную историю. Перефразируя замечание известного немецкого психолога Г. Эббингхауза в отношении истории психологии, можно сказать, что у балинтовских групп короткая история, но очень длинное прошлое [7].

Заметим, что, начавшись с семинаров для врачей общего профиля, балинтовские группы вскоре распространились и на другие категории медицинских работников, охватив медицинских сестёр, студентов-медиков, врачей-специалистов. Попутно отметим, что развернувшееся балинтовское движение распространилось также и на другие группы профессионалов — появились аналогичные семинары для социальных работников, для учителей, работающих с трудными детьми и т. д. Была создана Международная Балинтовская Федерация, президент которой, Jack Norell (один из авторов получившей широкую известность книги «Шесть минут для пациента» [8]), ратовал за переход «от центрированной на болезни медицины — к медицине, центрированной на пациенте». В целом, балинтовские группы внесли существенный вклад в повышение психологической и общей культуры врачей [9–12].

Следует также отметить, что во многих странах, где достаточно широко распространены идеи М. Балинта и работают группы, основанные на предложенной им технологии, слово «балинт» уже много лет употребляется как имя нарицательное. Так случилось, например, и со словом «гэллап», когда им обозначают просто процедуру опроса общественного мнения. Когда имя человека отделяется от него самого и начинает обозначать целое общественное явление, это говорит о многом. Это, несомненно, можно считать одной из форм признания человечеством заслуг того, которому принадлежит это имя [7].

Поэтому в специальной литературе, посвящённой анализу работы балинтовских групп, регулярно появляются различные трактовки слова «балинт», имеющего в понимании разных людей много различных смыслов и толкований и фактически уже живущего самостоятельной жизнью, в отрыве от фамилии хорошо известного человека. В 90-х годах XX века появилась и стала предметом активных дискуссий идея о том, что эпонимическая (производная от фамилии) форма названия того, с чем тесно связана работа многих людей во всём мире, уже не приветствуется в научной литературе, поэтому её следует заменять акронимом или аббревиатурой. Один из таких вариантов предложила Sue Hopkins, в течение многих лет — ассистент редактора «Журнала Британского Балинтовского общества» (1994): BALINT она читает как акроним Basic Analytic Learning In Normal lenght Treatment («базисное аналитическое обучение в процессе нормального по продолжительности лечения (взаимодействия врач–пациент — В. Винокур)»] [7].

Микаэл Балинт (венг. Bálint Mihály, Михай Балинт, настоящее имя Михай Бергсман, Mihály Bergsmann), ставший впоследствии хорошо известным в разных уголках мира, родился 3 декабря 1896 года в будапештской еврейской семье. Примечательно, что именно в этом году З. Фрейд впервые в одной из своих статей, описывая работу с истерическими расстройствами, употребил слово «психоанализ». Позднее, против воли отца, М. Балинт изменяет свою фамилию на хорошо нам известную. Отец М. Балинта был практикующим врачом. Сестра Микаэля Эмми, которая была младше его на полтора года, изучала математику; среди всего прочего она училась в одном классе с будущим знаменитым психоаналитиком Маргарет Малер и Alice Székely-Kovács, ставшей позднее женой М. Балинта. Кстати, именно Элис познакомила его с работой З. Фрейда «Тотем и табу» [1–7].

В октябре 1918 года М. Балинт завершает изучение медицины в Будапеште, которая была далеко не самым большим его интересом. Эту науку он изучал лишь по настоянию отца. Ещё до завершения медицинского образования он серьёзное внимание уделял изучению физики, биохимии, аналитической химии и математики. Во время Первой Мировой войны М. Балинт участвовал на разных фронтах, вначале в России, а затем в Италии. В 1916 году М. Балинт возвратился домой после тяжёлого ранения руки, которое произошло, как он сам считал, опять же из-за его неутомимого любопытства, в данном случае — после неудачной попытки разобрать ручную гранату. Однако эта, в целом трагическая, история, тем не менее, позволила М. Балинту вернуться в университет, продолжить и завершить учёбу на медицинском факультете и в 1920 году получить степень доктора медицины. Разочаровавшись в иудаизме, он принял христианство, затем заинтересовался трудами З. Фрейда. По просьбе Алисы Балинт в 1918 году он прочитал фрейдовские «Три очерка по сексуальной теории» (1905) и «Тотем и табу» (1912/1913), после чего становится «психоаналитическим наркоманом». Изучал и прошёл дидактический психоанализ у К. Абрахама и Г. Сакса. Занимался теоретическим и практическим психоанализом. Работал с М. Кляйн. Поэтому нет ничего странного в том, что он начинает посещать лекции Ш. Ференци, ставшего в 1919 году первым в мире университетским профессором по психоанализу. В 1920 году Микаэл и Алиса Балинт, успевшие к тому времени пожениться, переезжают в Берлин. Микаэл работает в биохимической лаборатории Отто Варбурга, позднее ставшего Нобелевским лауреатом, а Алиса работает в этнографическом музее. М. Балинт защищает докторскую работу по биохимии и на полставки работает в Берлинском психоаналитическом институте. В клинике Шарите М. Балинт лечит традиционными средствами больных, страдающих психосоматическими заболеваниями и одновременно начинает проводить свои первые сеансы психоаналитического лечения таких больных. Аналитическое образование Алиса и Микаэл получают у Ханса Закса в Берлинском Психоаналитическом институте [1–7].

В 1924 году супруги Балинт возвращаются в Будапешт, где Микаэл в течение двух лет находится в анализе у Ш. Ференци. А вскоре М. Балинт начинает играть в венгерском психоанализе одну из ведущих ролей. В 1927 году он начал проводить в Будапеште первые психоаналитические семинары для практикующих врачей. В 1936 году получил Венгерский государственный диплом по клинической медицине и психоневрологии. Принимал участие в организации Будапештского психоаналитического института и поликлиники, и в 1935–1939 годах руководил ими. Его выбирают членом Будапештского психоаналитического общества. Первые доклады М. Балинта назывались: «Аналитическая интерпретация симптомов желудка», «Случай психической импотенции», «Случаи, которые собраны в амбулатории для пациентов с расстройствами желудка» [1–7].

В начале 30-х годов XX века М. Балинт начинает проводить семинары, на которых он вместе с практикующими врачами изучает психотерапевтические возможности повседневной врачебной практики. Но политическая ситуация в Венгрии 30-х годов прошлого века была необычайно тяжёлой. Все фамилии участников семинара необходимо было представлять в виде отчётов полиции, да и на каждом заседании обязательно присутствовал полицейский в гражданской форме, который ревностно записывал всё, что говорилось. Понятно, что в таких условиях была невозможной открытая дискуссия, так что семинар вскоре перестал существовать.

В конце 30-х годов указанного века М. Балинт, его жена Алиса и сын Джон были вынуждены эмигрировать в Манчестер (Англия). 29 августа 1939 года в возрасте 40 лет неожиданно умирает Алиса. М. Балинт остаётся в Манчестере, работает консультантом-психиатром в Northern Royal Hospital, одновременно являясь директором двух консультационных пунктов по проблемам воспитания.

В июле 1944 года М. Балинт женится на госпоже Edna Oakeshott. Но вскоре они расстаются, хотя развод был оформлен лишь в 1952 году.

В 1945 году М. Балинт узнаёт о смерти своих родителей, которые покончили жизнь самоубийством, желая избежать ареста венгерскими нацистами. В этом же году М. Балинт переселяется из Манчестера в Лондон и возобновляет свою работу в группах с практическими врачами. В 1945 году он защищает в Манчестерском университете диссертацию «Индивидуальные особенности поведения в раннем младенчестве» и получает степень магистра психологии. Эта работа, посвящённая особенностям материнско-младенческих взаимоотношений и показавшая их значение для последующего развития человека и состояния его здоровья, не только предшествовала, но и послужила стимулом для многих последующих крупных исследований второй половины XX века, как в области психоанализа, так и в сфере генетики и нейрофизиологии [7].

В 1949 году М. Балинт знакомится со своей будущей женой Энид. Вместе с нею он создаёт концепцию так называемых Балинт-групп. Когда М. Балинт познакомился с Энид, она уже работала в Tavistock Institute of Human Relations с группой, состоявшей из социальных работников и психологов (врачей там ещё пока не было) для того, чтобы исследовать трудности в браке. Микаэл берёт на себя руководство группой и вместе с Энид они начинают работать в стиле балинтовских групп. В 1950 году возникает первая группа с практикующими врачами. В 1953 году М. Балинт женится на Enid Flora Eichholz. В 1968 году М. Балинт становится президентом Британского психоаналитического общества [1–7].

Для чего необходимо заниматься балинтовскими группами? Балинтовские группы — это метод обучения психологов и психотерапевтов, направленный на развитие понимания собственных чувств и чувств своих пациентов. Целью работы балинтовской группы является выработка у психологов и психотерапевтов нового навыка слышать и замечать даже то, что пациент высказал сдержанно и неотчётливо или о чём умолчал, а затем прислушаться к себе, к своим собственным чувствам, чтобы в результате достичь лучшего взаимопонимания с пациентом.

В отношениях между врачом и пациентом могут появляться трудности, которые будут существенно влиять на действия врача и мешать процессу исцеления. В балинтовской группе, проводимой под руководством признанного руководителя Балинт-групп, её участники представляют случаи лечения пациентов, с которыми возникли или наметились проблемы.

В свободной коллегиальной дискуссии, в свободных ассоциациях и фантазиях участниками группы выявляются отношения врач–пациент и даётся им оценка. В результате этого возникает более широкая картина проблематичных отношений, которая позднее позволит найти другой, чаще всего исцеляющий подход к пациенту. Для врачей является обязательным участие в балинтовских группах, так как это позволяет получать гонорар за проведение психосоматического лечения от касс страхования [7, 10–13].

Балинт-группы для студентов. Ещё будучи студентами, врачи встречаются с пациентами. Затем студенты лечат пациентов на предклинической практике, на практических учебных курсах, а возможно, в ординатуре. Некоторые из контактов с пациентами будут быстро забываться, а некоторые обязательно окажутся существенной поддержкой в случае особых заболеваний. Но всегда встречаются и такие контакты с пациентами, о которых не перестаёшь постоянно думать из-за того, что они оставили неизгладимый след. Вот о них-то и хотелось бы обменяться мнениями с коллегами. Это может быть умирающий пациент (или его родственники) или просто какой-либо super nervige (сверхраздражительный) пациент. Существует довольно много причин того, почему какая-либо встреча с пациентом надолго не оставляет в покое. Обычно во время обучения остаётся совсем мало времени на то, чтобы уделять серьёзное внимание контактам с трудными пациентами. Довольно часто пациента рассматривают как ещё одного представителя определённой болезни, о которой только и идёт речь при обучении. Никакого места тогда, естественно, не остаётся на внимание к «контактам». И, тем не менее, это один из узловых пунктов в деятельности врача. Вот именно такой пробел и заполняет Балинт-группа. Она позволяет более интенсивно заняться контактами с проблемными пациентами, разрабатывая новые стратегии для работы. В некоторых университетах для студентов существуют Балинт-группы. Студенты могут участвовать и в группах, которые проводятся на Балинт-конференциях. И вполне возможно, что участие в одной и той же Балинт-группе студентов и врачей окажется выгодным для всех, так как и те, и другие могут привнести свой личный опыт. Так, возможно, некоторым студентам будет легче понять проблемы молодёжи, а опытный врач сможет поделиться многими хорошо испытанным стратегиями [6, 7, 9, 14].

Что такое Балинт-группа? Балинт-группа (врачи, психотерапевты, медицинские психологи) состоит из 8–12 человек, собирающих для того, чтобы обсудить проблемных пациентов, встречающихся им в клинике и частной практике. Руководитель группы является психотерапевтом и должен располагать соответствующим опытом в ведении Балинт-групп, а также разбираться в законах групповой динамики. Врач и психоаналитик М. Балинт создал свой групповой метод для познания и устранения проблем, возникающих в отношениях между врачом и пациентом. Немало времени провёл М. Балинт в специально созданных исследовательских семинарах с практическими врачами. Сегодня врачи всех направлений участвуют в этом методе повышения образования, да и в обучении студентов Балинт-группы уже занимают прочное место. Для получения дополнительной специализации по психотерапии участие в Балинт-группе является обязательным, да и для получения гонорара за психосоматическое лечение от касс страхования, как уже отмечалось выше, тоже необходимо иметь знания для диагностической и терапевтической оценки отношений врач–пациент.

В качестве целей участников Балинт-групп можно назвать следующие: а) выявление терапевтического значения отношений врач–пациент; б) лучшее понимание пациента; в) лучший доступ к проблемным пациентам; г) умение назначать и понимать воздействие «драже–врач»; д) понимание своих собственных чувств, испытываемых по отношению к проблемным пациентам; е) научение тонкому прислушиванию; ж) лучшее учитывание соматических и психических составляющих болезни в смысле постановки интегрального диагноза; з) освобождение врача от необходимости поддерживать доверительные отношения врач–пациент и за пределами лечебного кабинета.

Для участия в Балинт-группе нет необходимости иметь какой-либо предварительный опыт [6, 7, 9, 14].

Критерии для признания психотерапевта руководителем Балинт-группы следующие: а) членство в национальном Балинтовском обществе; б) последипломное образование в области психотерапии или психоанализа и последующий как минимум 3-летний профессиональный опыт; в) участие в 35 спаренных сеансах постоянной Балинт-группы, проводимой признанным национальным Балинтовским обществом руководителем Балинт-группы; г) работа ко-терапевтом в Балинт-группе, проводимой признанным национальным Балинтовским обществом руководителем Балинт-группы в течение, по меньшей мере, 70 сеансов (по 1,5 часа); д) участие, по меньшей мере, в 6 семинарах для будущих руководителей Балинт-групп национального Балинтовского общества (не менее 30 сеансов), причём необходимо самому провести 2 Балинт-группы; е) опыт работы ко-терапевтом Балинт-группы, приобретаемый на обучающих конференциях или в постоянной группе; ж) о соответствии уровню руководителя Балинт-группы будет решать правление национального Балинт-общества после обсуждения в комитете последипломного образования национального Балинт-общества (Закон введён в ФРГ 01.11.1997) [6, 15].

Дипломированные психологи должны выполнить следующие условия: а) специализация в области клинической психологии с дополнительным психотерапевтическим образованием; б) последующий 3-летний практический опыт в области аналитической психотерапии; в) участие в Балинт-группе, проводимой признанным национальным Балинтовским обществом руководителем Балинт-группы (105 сеансов по 1,5 часа), из них, по крайней мере, 35 сеансов в постоянной Балинт-группе; г) участие, по меньшей мере, в 6 семинарах для будущих руководителей Балинт-групп национального Балинтовского общества (не менее 30 сеансов), причём необходимо самому провести 2 Балинт-группы; д) опыт работы ко-терапевтом Балинт-группы, приобретаемый на обучающих конференциях или в постоянной группе; ж) о соответствии уровню руководителя Балинт-группы будет решать правление национального Балинт-общества после обсуждения в комитете последипломного образования национального Балинт-общества[6, 15].

М. Балинт справедливо подчёркивал: «Наиболее часто применяемое в медицинской практике лекарство — сам врач. В лечении пациента важны не столько собственно микстуры или пилюли, назначенные ему при этом заболевании, сколько атмосфера, в которой лекарство назначается врачом и в которой оно принимается пациентом. …Это предполагает, что, как и в случае применения любого другого лекарства, необходимо тщательно взвесить показания к назначению такого лечебного «средства», как врач, его дозы, ограничения в применении, наиболее удобные способы приёма и даже возможные побочные эффекты» [7].

Одним из главных достоинств в работе балинтовских групп, после полувека анализа их работы уже не вызывающих сомнений, можно отметить то, что в них очень успешно осуществляется идея Чарльза Уорнера: «…Одно из прекраснейших свойств нашей жизни — в том, что невозможно искренне помогать другому, не помогая при этом самому себе» [7].

Необходимо подчеркнуть, что в различных странах мира на нескольких языках регулярно выходят специализированные балинтовские журналы — на английском (Великобритания), немецком (Германия–Австрия), французском (Франция–Бельгия). У этих изданий достаточно давняя история. Например, журнал Британского Балинтовского общества впервые вышел в свет в июне 1971 года. В течение всех прошедших лет его обложку неизменно украшает рисунок английского художника-абстракциониста Виктора Пасмора (Victor Pasmore), который таким способом выразил своё представление о том, как можно связать абстрактную живопись с процессом постепенного понимания, происходящим в сознании врача, терпеливо слушающего рассказ своего пациента. Немного позже, в 80-х годах прошлого столетия стали регулярно выходить балинтовские журналы в Италии и Румынии. В течение последних лет на страницах этих международных признанных журналов неоднократно публиковались материалы и статьи, отражающие работу балинтовских групп в России и в, частности, в Санкт-Петербурге. В ряде стран мира статьи, освещающие работу и опыт балинтовских групп, а также научные исследования, посвящённые анализу эффективности балинтовских групп, публикуются в медицинских, в частности, психотерапевтических, и в психологических журналах [7].

Следует также отметить, что в настоящее время существует Международная Балинтовская Федерация (МБФ, IBF), в которую входят национальные и региональные Балинт-сообщества следующих стран: Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Германия, Швейцария, Аргентина, Южная Африка, Япония, Дания, Швеция, Венгрия, Финляндия, США, Словения, Хорватия, Румыния, Польша, Россия, Латвия, Португалия, Израиль, Австрия, Сербия и Черногория. МБФ регулярно проводит Международные Балинтовские конгрессы. К настоящему времени уже состоялось 17 Международных Балинтовских конгрессов, регулярно проводимых раз в два года. С 5 по 9 сентября 2015 года в г. Меце (Франция) состоится очередной Международный Балинтовский конгресс (International Balint Congress 2015, Metz, France, 5th–9th September 2015). В Германии издаётся международный Балинт-журнал немецкого Балинт общества, австрийского Балинт-общества и швейцарского Балинт-общества (Balint-Journal: Zeitschrift der Deutschen Balint-Gesellschaft, der Österreichischen Balint-Gesellschaft und der Schweizerischen Balint-Gesellschaft).

В январе 1986 года МБФ получила официальный статус неправительственной международной организации, поддерживаемой Советом Европы и несколькими другими организациями, входящими в структуру ООН. Информация о работе Федерации и проводимых балинтовских конгрессах и конференциях регулярно приводится в бюллетенях Всемирной Организации здравоохранения, что отражает весомый международный авторитет МБФ. Доклады о различных аспектах балинтовской супервизии и её эффективности в профессиональном развитии врачей регулярно включаются в программы конгрессов WONCA (Всемирной ассоциации врачей общей практики). В некоторых странах с развитыми балинтовскими традициями в течение многих лет проводятся балинтовские семинары и конференции, фиксированные по времени года и месту проведения. Например, в Великобритании это ежегодный осенний «Oxford Balint weekend», в США это две традиционные ежегодные конференции/тренинги «Balint Leadership Intensive», на которые собираются как опытные ведущие групп, так и новички, среди которых есть врачи различных специальностей, психологи, преподаватели, организаторы здравоохранения, социальные работники, студенты и представители других специальностей [7].

К сожалению, в Украине национальное Балинт-общество ещё не создано. В интернете имеется информация о проведении обучения на лидера Балинтовских групп, к примеру, в Киеве и Львове.

М. Балинт является автором 7 книг и более 100 научных работ, в том числе следующих: «Психосексуальные параллели с биогенетическим законом» (1932), «О критике учения о догенитальной организации либидо» (1935), «Эрос и Афродита» (1936), «Ранние стадии развития Я. Первичная объектная любовь» (1937), «Первичная любовь и психоаналитическая техника» (1952), «Проблемы удовольствия и поведения человека» (1956), «Врач, его пациент и болезнь» (1957), «Восхищение и регрессия» (1959), «Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии» (1968) и многих других работ по психологии и психоанализу [14, 15].

Историческое значение М. Балинта состоит в том, что он сумел привнести в психоанализ медицину; он постоянно стремился ознакомить медиков с теорией и практикой психоанализа и побуждал их использовать психоаналитический метод. Творчеству М. Балинта особый характер придаёт своеобразие его личности — при общении с ним возникало неповторимое чувство свободы, он был новатором и первооткрывателем типично гуманистического склада. По отзывам его современников, он сочетал в себе остроту логического мышления и эмпатию.

В последние годы жизни у М. Балинта прогрессировал тяжёлый диабет, осложнившийся почти полной слепотой. 31 декабря 1970 года в Лондоне М. Балинт скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте 74 лет.

Здесь уместно указать, что Институту психоанализа, психотерапии и аналитической детско-подростковой психотерапии в Гамбурге присвоено имя Микаэла Балинта [3–5]. Вне сомнения, М. Балинт как врач, психотерапевт, педагог, писатель и гуманист, безусловно, входит в число наиболее влиятельных медицинских фигур XX века [2]. Вклад М. Балинта в развитие Психоаналитического института в Будапеште отражён на мемориальной доске, которую в 1996 году в честь столетия М. Балинта открыли в этом институте в Будапеште делегации балинтовских обществ 23 стран, включая, помимо европейских, США, Австралию, Аргентину, Южную Африку, Японию и Россию. Именем М. Балинта названы многие общества из разных стран [7].

Таким образом, сами врачи отмечают несомненную пользу балинтовских групп, прежде всего в качестве эффективной формы непрерывного профессионального образования. Они отмечают, что участие в группе способствует лучшему контакту с пациентом и, в силу этого, улучшению лечебного процесса в целом, когда отношения «врач–больной» уже видятся как некий двусторонний взаимообогащающий процесс. Почти все врачи, имевшие опыт участия в балинтовских группах, говорят об удовольствии от исполнения своей профессии, о возросшей удовлетворённости ею — в силу осознания роли собственной личности, собственной «философии жизни» в медицинском акте, несмотря на то, что участие в балинтовской группе ставит перед врачом новые проблемы и, вообще говоря, значительно усложняет его задачи.

Анализ многолетней работы балинтовских групп показывает, что в этой технологии предложен очень эффективный метод, помогающий психотерапевтам повысить степень осознанности и снизить свою эмоциональную напряжённость в работе с «трудными» пациентами. Это способствует тому, что врачам удаётся перейти к «межличностной психологии», исследуя в каждом случае характер своих взаимоотношений с больными и факторы, осложняющие эту коммуникацию, а также связанное с этим снижение эффективности самой психотерапевтической работы. Бесспорно, балинтовское движение необходимо изучать и широко внедрять в медицинскую практику системы охраны здоровья Украины, в том числе и в психиатрическую практику.

Литература

  1. Ricaud M. M. Michael Balint: Le renouveau de l'École de Budapest. — Paris: Eres, 2000. — 302 p.
  2. Lakasing E. Michael Balint — an outstanding medical life // British Journal of General Practice. — 2005. — Vol. 55, № 518. — P. 724–725.
  3. Балинт, Майкл [Электронный ресурс] // Википедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
  4. Михаэль Балинт (Michael Balint) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychoanalyse.ru/biblio/balint.html.
  5. Michael Balint [Electronic resource] // Wikipedia. — Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Balint.
  6. Винокур В. А. Балинтовские группы в учебном процессе. — СПб: МАПО, 1998. — 83 с.
  7. Винокур В. А. Майкл Балинт, история создания балинтовских групп и международное балинтовское движение [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. — 2013. — № 3. — Режим доступа: http://medpsy.ru.
  8. Balint E., Norell J. S. (Eds). Six minutes for patient. — London: Tavistock, 1973. — 182 p.
  9. Praxis der Balint-Gruppen: Beziehungsdiagnostik und Beziehungstherapie / Hrsg. von B. Luban-Plozza, H. H. Dickhaut, von F. Antonelli. — 2., neu übearb. Aufl. — Berlin–Heidelberg–New York–Tokyo: Springer, 1984. — 153 s.
  10. Herzlich C. From organic symptoms to social norm: doctors in a «Balint Group» // History and Anthropology. — 1985. — Vol. 2. — P. 17–31.
  11. Семёнова Н. Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами [Электронный ресурс] // Умирание и смерть: философия, психология, хоспис: Сборник материалов конференций «Умирание и смерть: опыт междисциплинарного обсуждения» (1993 г.) и «Хоспис» как междисциплинарное медико-социальное учреждение: проблемы и пути развития» (1994 г.) / Отв. ред. П. Д. Тищенко, В. В. Миллионщикова. — Режим доступа: http://vsem-mirom.narod.ru/together/conf2.htm.
  12. Балинтовское движение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Balintovskoe-Dvizhenie-2211.
  13. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия: Учебник для вузов. — 3-е изд., доп. — СПб: Питер, 2009. — 486 с.
  14. Балинт Микаэл [Электронный ресурс] // Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. — 2010. — Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/balint-mikayel.
  15. Балинт М. Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии / Пер. с англ. В. А. Агаркова, С. В. Кравец. — М.: Когито-Центр, 2002. — 256 с. — (Серия «Современная психотерапия»).

    Примечание

  1. Берн Дибнер (1897–1988) — американский инженер, промышленник и историк науки, уроженец Украины, который написал множество книг и статей, и самая известная среди его работ — книга «Герольды науки», опубликованная в 1955 году и переизданная в новой редакции в 1983 году. В ней автор назвал 200 самых ценных книг для развития мировой науки. «Герольды науки» Б. Дибнера — весьма авторитетное справочное издание, которым широко пользуются учёные, библиографы, антиквары.
    В 1974 году Б. Дибнер подарил примерно четверть своей коллекции Смитсониевскому Институту в Вашингтоне. Этот дар стал ядром открывшейся в 1976 году Дибнеровской библиотеки истории науки и технологии. Оставшаяся часть Библиотеки Бёрнди после смерти Дибнера была передана Массачусетскому технологическому институту, который создал на её основе Дибнеровский институт истории науки и технологии. В 2006 году институт был закрыт, а его коллекция стала частью Библиотеки Хантингтона в Сан-Марино, Калифорния. Кстати, благодаря полученной коллекции Библиотека Хантингтона стала обладать 177 томами из 200, перечисленных Б. Дибнером.


© «Новости украинской психиатрии», 2015
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211