НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Н. К. Аггарвала «Психическое здоровье в войне с террором: культура, наука и государственность» (Aggarwal N. K. Mental health in the War on Terror: culture, science, and statecraft. — New York: Columbia University Press, 2015. — 232 p.)

П. Т. Петрюк, А. П. Петрюк

* Публикуется по изданию:
Петрюк П. Т., Петрюк А. П. [Рецензия] [Электронный ресурс] // Новости украинской психиатрии. — Киев–Харьков, 2015. — Режим доступа: http://www.psychiatry.ua/articles/paper448.htm. — Рец. на кн.: Aggarwal N. K. Mental health in the War on Terror: culture, science, and statecraft. — New York: Columbia University Press, 2015. — 232 p.

Рецензируемая книга посвящена чрезвычайно актуальному и сложному вопросу — психическому здоровью в войне с террором с освещением вопросов культуры, науки и государственности. Она подготовлена и издана на английском языке известным американским психиатром Нилом Кришаном Аггарвалом (Neil Krishan Aggarwal), доцентом клинической психиатрии в Колумбийском университете и психиатром-исследователем Нью-Йоркского психиатрического института, чьи научные интересы сконцентрированы на кросс-культуральной психиатрии, психиатрической антропологии, роли психиатра в войне с террором. Он особенно заинтересован в концепции психического здоровья и болезни среди южно-азиатских и ближневосточных народов.

Автор монографии подчёркивает, что во время обучения в качестве практиков в области психического здоровья все специалисты оценивают важность оценки наших пациентов в контексте их культуральной парадигмы. Нил К. Аггарвал поднимает вопрос важности понимания того, что психиатры тоже встроены в культуральном контексте влияния на манеры, в котором они понимают поведение своих клиентов, что неизбежно сказывается на диагностике и лечении этих пациентов.

Монография состоит из следующих разделов: вступления, содержания, предисловия, информации об авторах, выражения признательности, 6 разделов (1. Психическое здоровье, культура и власть в войне с террором. 2. Биоэтика и поведение специалистов в области психического здоровья войны с террором. 3. Значение симптомов и услуг для узников Гуантанамо. 4. Описания арабов и мусульман c психодинамических позиций. 5. Описания смертников с позиций психического здоровья. 6. Знания и практика в войне с террором по дерадикализации программ), эпилога, примечаний, списка литературы и индекса.

Следует справедливо подчеркнуть, что немногие люди способны синтезировать дисциплины антропологии, психического здоровья, культурологии, политической теории, религиоведения, биоэтики, судебно-медицинской и психиатрической экспертизы, как это сделал автор рецензируемой книги. Он предложил сбалансированный и глубокий взвешенный отчёт о проблемах судебной психиатрии в оценке и управлении подозреваемых в терроризме.

Автор использует конкретные клинические случаи как основу для сложного аналитического размышления. Он показывает, что не только этика, но и сама природа клинического знания и практика в вопросе использования (особенно неправильного использования) взаимосвязаны с категорией здравоохранения в вопросе войны с террором. Его книга приносит новый уровень критической рефлексии к психологии терроризма. Психология религиозного терроризма, незаменимые и коварные проявления культуры, выходящие из правовых рамок мотивации, объясняются тем, что это война с террором. В свете увеличения количества невыносимых действий, допустимых через уважение к понятиям национальной безопасности, обзор автора о биоэтике имеет решающее значение для понимания эволюции через политизацию подходов к психическому здоровью.

Уместно подмечается, что на саммите по терроризму в Мадриде (2005) Jerrold M. Post, профессор психиатрии, политической психологии и международных отношений Университета Джорджа Вашингтона (Вашингтон, округ Колумбия), как председатель комитета саммита по психологическим корням терроризма, в своём заявлении сообщил, что «он не собирается слишком далеко заходить, чтобы утверждать, что террористы психически нормальные» — в смысле, не будучи людьми с клинически явными психотическими расстройствами. Они не являются ни больными депрессией, ни лицами, страдающими строго эмоциональными нарушениями, ни сумасшедшими фанатиками. На самом деле, террористические группы и организации регулярно отсеивают эмоционально неустойчивых людей, так как они представляют собой большой риск для безопасности. Возникает вопрос, если это не отдельная психопатология, то, что это? Комитет пришёл к выводу, что «это группа, объединённая организационно и социально-психологически, которая обеспечивает наибольшую аналитическую силу в понимании этого сложного феномена», что «террористы подчинили их индивидуальную идентичность коллективной идентичности». Автор монографии подчёркивает важность социальной сферы террориста и необходимость изучения этого значимого вопроса психиатрами.

Автор также подмечает наличие дилеммы двойной лояльности, что особенно актуально для военной психиатрии. Он исследует проблемы, пытается решить противоречивые вопросы, действующие в командной иерархии и остающиеся верными этическим императивам клятвы Гиппократа.

Отмечаются большие сложности роли психиатра в случаях с участием заключённых Гуантанамо. Автор убедительно демонстрирует отличающиеся толкования контекстов работы по защите обвиняемых и работы по интерпретации симптомов у них психиатрами. Далее, в главе о психологии террористов-смертников особенно подчёркнуто указывается требование психиатрического изучения в отношении вопросов активного осведомления о порядке, в котором обследуемый был социализированным, анализируется, какое данному лицу было обещано вознаграждение за мученичество, к примеру, такие, как более высокое место в загробной жизни или место в раю. В небезынтересной главе о дерадикализации программ автор монографии концентрирует внимание на центральной роли, которую играют умеренные мусульманские священнослужители в ряде программ, отмечая при этом существующую положительную тенденцию у психиатров, работающих в медицинской иерархии со своими сложными убеждениями, к которым они пришли благодаря упомянутому социализированию религиозными властями, что также может быть достаточно эффективным.

Эта книга должна рассматриваться обязательным чтением для психиатров и специалистов по психическому здоровью, заинтересованных в психологии исламистского терроризма, особенно тех, кто будет привлечён к оценке, обследованию и лечению террористов. Это является примером того, каким образом объектив транскультуральной психиатрии может прояснить нашу перспективу, поскольку мы пытаемся разобраться в сложностях порядка, в котором обычные люди, идущие по пути политического экстремизма, могут быть правильно социализированы в общество.

Вне сомнения, своевременное изучение Нила К. Аггарвала замечает, что специалисты по исследованию психического здоровья и биомедицинские профессионалы создали новые формы знаний и практику в их стремлении понять терроризм и борьбу с ним. В процессе этой работы государство использовало психиатров и психологов, чтобы представить знания о нежелательных формах поведения населения и таким образом защитить государственные интересы. Опираясь на культуральную психиатрию и медицинскую антропологию, автор книги анализирует трансформацию определений для нормального и аномального поведения в огромном массиве источников: государственных документах, дебатах профессиональной биоэтики, юридических движениях и мнениях, психиатрической и психологической науке, публикациях в СМИ и аналитических записках. Критические темы возникают в использовании категорий психического здоровья в определении или отказе в инвалидности возвращающимся ветеранам, занимавшимся удержанием задержанных в Гуантанамо; обсуждении контекстуализации действий террористов-смертников; изображении мусульман и арабского населения в психиатрической и психологической науке; иллюстрации вопросов биоэтики в обращении с заключенными и собирании знаний и практического опыта по дерадикализации террористов. На протяжении всей рецензируемой монографии автор исследует эту увлекательную и хлопотливую тему — преобразования науки о психическом здоровье в потенциальный инструмент борьбы с терроризмом.

Таким образом, война с террором вступила во второе десятилетие и, как показывают последние многочисленные террористические акты в Париже (2015), конца этому не видно. Автор книги попытался показать, что война изменила культуру психического здоровья и наоборот. Он использовал темы из медицинской антропологии и культуральной психиатрии, различия в интерпретации, основанные на клинических результатах, демонстрации власти, в решении которых авторитетная интерпретация и использование медицины для других целей (не исцеления) применялись, чтобы установить культурную аналитическую основу для судебно-функциональных медицинских систем, использующих войну с террором в случае конкретного исследования. Рецензируемая книга будет чрезвычайно полезной для психиатров и специалистов по психическому здоровью, заинтересованных в психологии и психопатологии исламистского терроризма.


© «Новости украинской психиатрии», 2015
Редакция сайта: editor@psychiatry.ua
ISSN 1990–5211