НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Книги »  Психиатрия и религия на стыке тысячелетий »

ЛЕЧЕБНОЕ ВНУШЕНИЕ И РЕЛИГИЯ

М. Д. Звоников

Житомир, Украина

* Публикуется по изданию:
Звоников М. Д. Лечебное внушение и религия // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 36–38.

Успех в лечении зависит от многих причин. В последнее время к медикаментозному и психотерапевтическому воздействию мы стали подключать и религиозное. Ещё в Библии сказано: «Вера творит чудеса, слепые прозревают, хромые ходят, поражённые очищаются, глухие начинают слышать, мёртвые воскресают». Исцеление может произойти даже при прикосновении к одежде «чудотворца», от его ожидания, появления, движения руки, взгляда. Вера, надежда выздороветь является основой выздоровления. Случаи исцеления больных, указанные выше, имели место почти у каждого психотерапевта, когда при психотерапевтическом воздействии восстанавливалось зрение, снимались параличи и другие заболевания нервной системы.

Много веков назад сведения о «чудесных исцелениях», «сверхъестественных силах» люди относили к религии. В своё время в XVII веке Парацельс высказывался о том, что «вера, творящая чудеса, всё равно, истинная или ложная, всё-таки творит чудеса». Желание исцелиться исцеляло верующих.

Религиозная вера в исцеление существует и до нашего времени. Например, во Франции более десятков тысяч людей (в основном католики) на протяжении более 100 лет устраивают паломничество в г. Лурд к источникам «святой воды», которая должна «исцелить от всяких болезней». А в Индии в г. Варанас, расположенный на реке Ганга, в определённое время года стекаются десятки тысяч паломников-верующих изо всех уголков страны. Здесь паломники, как в Лурде и других «святых» местах, исцеляются от «всех» болезней, очищают душу, а также спасают семьи поколений своего рода, искупавшись в реке или выпив два–три глотка «святой» исцеляющей воды.

Психологическое воздействие в «святых» местах, храмах, особенно у верующих людей с функциональными заболеваниями нервной системы дают в некоторых случаях положительные результаты.

В статье 35 Конституции Украины от 28.06.1996 г. сказано: «…Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Ни одна религия не может быть признана государственной как обязательная…», и жители нашей страны придерживаются данной статьи Конституции.

В наш наркодиспансер приезжают религиозные «исцелители» из разных стран, в основном протестанты и сектанты из Голландии, США и других стран, которые проводят беседы, читают лекции нашим больным. Несмотря на это, их коллективное их воздействие не имело значительных успехов, так как оно рассчитано на больных верующих, которых, к сожалению, среди наших больных насчитывается крайне мало.

Лечебное внушение необходимо проводить больным не только в бодрствующем, но и в гипнотическом состоянии, добиваясь их истинной веры в предлагаемый метод, не навязывая, а добиваясь самостоятельного осознания необходимости излечения их от наркотической зависимости и веры в то, что они могут жить, работать, учиться, как и все здоровые люди, без наркотических веществ.

В последнее время в палатах наркоотделений нашей больницы выделили комнату, где под руководством сотрудника отделения совместно с психологом проводятся предварительные беседы на различные религиозные темы, а с желающими больными проводят время на службах в церквях, где активно подключаются к воздействиям ксёндзы, священники, которые активно участвуют в их выздоровлении. Есть отдельные случаи, когда после таких совместных воздействий больные избавились от наркотической зависимости. Таких пациентов насчитывается до 8 человек.

К благоприятным факторам верующие относят исцеляющее действие чудотворной иконы Божьей Матери, «Неупеваемой Чаши», находящейся в мужском монастыре Серпухове и исцеляющей от пьянства, наркомании, табакокурения.

Необходимо отметить метод Г. И. Григорьева (1988), где он использует «храмовый эффект с участием священника». В сеансе участвуют до 200 человек. По данным автора, эффективность лечения достигает 90%.

Следует подчеркнуть, что свобода слова в самом широком смысле — это свобода убеждения, и нельзя насильственно навязать или, наоборот, запретить то или иное убеждение. Далай-лама Тибета Тенцзин Гвятцо говорит, что «религия — лучшее лекарство, которое способно излечить человека от всех болезней».

Таким образом, исходя из изложенного, в результате совместного применения психотерапевтического и религиозного воздействия, как в стационаре, так и в амбулаторных условиях, в некоторых случаях у больных с наркоманиями можно добиться более продолжительной ремиссии.