НОВОСТИ УКРАИНСКОЙ ПСИХИАТРИИ
Более 1000 полнотекстовых научных публикаций
Клиническая психиатрияНаркологияПсихофармакотерапияПсихотерапияСексологияСудебная психиатрияДетская психиатрияМедицинская психология

Книги »  Шизофрения: новые подходы к терапии »

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ПОДРОСТКОВОЙ ШИЗОФРЕНИИ

А. Г. Плотников

Харьков

* Публикуется по изданию:
Плотников А. Г. Нетрадиционные методы в комплексной терапии подростковой шизофрении // Шизофрения: новые подходы к терапии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1995. — Т. 2. — С. 84–86.

Подростковая психиатрическая клиника Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 располагает многолетним опытом лечения и реабилитации больных подростковой шизофренией.

Особенности клиники шизофрении в подростковом возрасте (преобладание неврозоподобных и психопатоподобных форм, некоторая размытость и нечёткость симптоматики, отсутствие выраженного эмоционального оскудения, заметного падения активности, грубых нарушений мышления) обусловливают необходимость в лечении этого заболевания применять, наряду с общепринятыми медикаментозными и активными методами, нетрадиционные методы терапии.

Прежде всего следует упомянуть о применении акупунктуры в общем комплексе лечебных мероприятий. Обычно используется 1 тормозной метод, в рецептуре отдаётся предпочтение точкам общего действия. Сеанс акупунктуры сочетается с суггестивным воздействием. Замечено, что иглорефлексотерапия особенно показана в случаях вялотекущей неврозоподобной или психопатоподобной форм шизофрении. У больных с приступообразно-прогредиентным типам течения этот вид терапии назначается в период формирования ремиссии.

В общем комплексе лечебных мероприятий также используются физиотерапевтические методы и занятия на тренажерах в кабинете лечебной физкультуры. Применение этих методов направлено на активизацию общего тонуса, профилактику апато-абулических дефектных состояний, общефизическое оздоровление подростка.

Важной особенностью лечения шизофрении в нашей клинике является чёткое придерживание Пинелевского принципа «нестеснения». Широко применяется «свободный выход», «ночные лечебные отпуска», «лечение на койке дневного пребывания» и длительные лечебные отпуска до 16 дней. Так как в подростковую клинику, как правило, поступают впервые заболевшие больные, то своей первоочерёдной задачей мы полагаем — выработать у пациента установку на то, что в психиатрическом учреждении он найдёт взаимопонимание и поддержку, лечение и социальную защиту. Поэтому методы лечения, которые могут вызвать со стороны пациента негативную оценку, такие, как большие дозы нейролептиков, сульфозина, инсулиновые шоки нами применяются весьма редко и с большой осторожностью. Мы отдаём предпочтение умеренным дозам нейролептиков, гипогликемическим дозам инсулина и щадящим дозам сульфозина.

Большое внимание уделяется социально-реабилитационным мероприятиям, которые состоят в применении трудотерапии, групповой психотерапии и психокоррекции в период формирования постпсихотической ремиссии. В подростковой клинике приходится проводить определённую психокорригирующую работу и с родственниками больных. Известно понятие «шизогенная семья», с чем часто приходится встречаться на практике. Задача лечащего врача — выработать у родителей правильное отношение к психически больному подростку, взаимосоюз и взаимопонимание с куратором, установка на проведение поддерживающей терапии и динамического наблюдения на период ремиссии. Рассматриваются вопросы правильного питания, соблюдения режима, оздоровления нарушенной семейной психосферы.

Как показывает динамическое катамнестическое наблюдение, стойкость и глубина ремиссии зависит от успешности использования вышеназванных факторов.